404 Not Found


nginx/1.8.0
Сваливание
В 9-й квадрат
Критические режимы
Обучение
Фигуры пилотажа
 

Сваливание

Сваливание - это непроизвольное или вызванное отклонением органов управления движение самолета, возникающее в результате срыва потока с крыла на положительных или отрицательных углах атаки, превышающих предельный,с заметными для летчика угловыми скоростями или перемещениямисамолета относительно хотя бы одной из трех его осей, непарируемое обычными методами пилотирования без уменьшения угла атаки.

    По начальным условиям все режимы сваливания разделяются на три группы:
  1. сваливание с минимальной скорости прямолинейного горизонтального полёта;
  2. сваливание с координированного (без скольжения) вертикального манёвра;
  3. сваливание с произвольного пространственного манёвра.

Режим сваливания предшествует режиму штопора.

Виды сваливания

Вид сваливания
Характеристика вида сваливания
На каких самолётах проявляется
Сваливание на нос Такой вид сваливания наблюдается у самолётов с прямоугольным крылом или крылом небольшого сужения при возникновении корневого и срединного срыва потока на крыле. В этом случае самолёт самопроизвольно опускает нос, некоторое время набирает скорость, а затем вновь увеличивает угол атаки и сваливается. По-2, Ан-2, Ан-14, Ил-18, Ил-114
Сваливание на крыло Наблюдается у самолётов с прямым крылом значительного сужения. В этом случае возникает концевой срыв потока, из-за которого самолёт сначала кренится, а затем опускает нос и сваливается. Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31, Як-40
Сваливание с интенсивным кабрированием При таком сваливании возникает движение самолёта с резким нарастанием угла атаки и, как следствие, угла тангажа несмотря на отклонения рычага управления по тангажу от себя для парирования кабрирующего момента. Его причиной обычно яявляется концевой срыв потока на крыле стреловидной или треугольной формы в плане. Ту-16, Ту-104
Глубокое сваливание Характерно для самолётов с Т-образным оперением и крылом умеренной стреловидности. Возникает тогда, когда самолёт, самопроизвольно кабрируя, несмотря на парирование лётчиком этой тенденции, парашютирует на очень больших углах атаки с большой скоростью снижения. В глубоком сваливании обычно не наблюдается больших разворачивающих и кренящих моментов, т.е. имеет место симметричный срыв потока на крыле. Недостаточная эффективность продольного управления на больших углах атаки обусловлена затенением горизонтального оперения возмущённым потоком, сорванным с крыла. Ту-154
Сваливание с разворотом по курсу Возникает при потере путевой устойчивости на больших числах М МиГ-23

Факторы, влияющие на поведение самолёта при сваливании

  • тип самолёта (компоновка, форма крыла в плане, вид силовой установки и т.д.);
  • положение механизации крыла (закрылки, предкрылки, щитки) в момент сваливания;
  • положение рычагов и органов управления в момент сваливания;
  • исходные значения скорости и высоты полёта непосредственно в момент сваливания;
  • режим работы силовой установки;
  • наличие или отсутствие скольжения;
  • угловая скорость вращения самолёта в исходном режиме полёта перед сваливанием.

Обучение сваливанию

При обучении необходимо уделять внимание не только преднамеренному вводу в сваливание и выводу из него, но и как предотвратить сваливание, когда этого не требуется (например, с виража, в верхней точке петли, с поворота на вертикали и других фигурах).

При этом обязательно разъяснять разницу между сваливанием и штопором.


АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Используются технологии uCoz