В 9-й квадрат

Критические режимы

 

Штопор

Классификация режимов штопора Классификация методов вывода из штопора

Штопором называется режим полета, возникающий на закритических углах атаки, при котором самолет движется по винтовой траектории, вращаясь относительно продольной (ОХ) и вертикальной (ОУ) осей.

Этот режим полета не является фигурой пилотажа и поддерживается моментом авторотации (самовращения) крыла.

Суть момента авторотации описывается в литературе по практической аэродинамике..

Именно это явление поддерживает вращение самолета во время штопора.

В 1916 году летчик К.К.Арцеулов впервые ввел преднамеренно самолет в штопор и вывел из него, а затем ввел штопор в программу летного обучения.

В настоящее время теория штопора досконально изучена, однако этот режим время от времени забирает свои жертвы.

Начальная стадия срыва в штопор (сваливание) выглядит так:
увеличивается крен и опускается капот вниз и если летчик в первое мгновенье не поймет, что происходит и начнет исправлять крен отклонением ручки в обратную сторону и на себя, стремясь устранить опускание носа самолета, то будут созданы все условия для энергичного перехода самолета в штопор.

Правильные действия при сваливании:

Энергично отклонить педаль в сторону, противоположную вращению, и одновременно ручку управления строго от себя до нейтрального положения.

Самолет выполнит клевок с потерей высоты 20 ... 30 м и через 2 ... 3 сек. управляемость полностью восстановится.

Но, если летчик своевременно не распознает начало срыва, то через 2 ... 3 сек. будет поздно. Самолет энергично перейдет в штопор, а для вывода потребуется метров 150, которых на четвертом развороте может и не быть...

Элероны, отклоненные против штопора делают срыв более энергичным. При отклоненном вниз элероне подъемная сила падает, на нем усиливается срыв потока и этот элерон создает торможение опущенного крыла, а на поднятом вверх элероне подъемная сила растет и поэтому срыв уменьшается. Элероны приобретают обратное действие.

 

Распознавание режимов штопора

    Прежде чем предпринять какие-либо действия по выводу из штопора, необходимо
  1. убедиться, что самолёт действительно вошёл в штопор;
  2. определить направление вращения.

В визуальном полёте направление штопора определяется прежде всего по характеру движения самолёта относительно земли.

В полёте по приборам штопорное движение самолёта определяется по авиагоризонту, указателю поворота, вариометру, высотомеру и курсовым приборам.

Авиагоризонт показывает крен в сторону штопора, указатель поворота - сторону вращения, а шарик указателя скольжения значительно перемещается во внешнюю сторону штопора (в сторону, противоположную крену). Вариометр и высотомер показывают снижение, все курсовые приборы - непрерывное изменение курса.

Рекомендации инструкторам.

При обучении штопору, наряду с показом и обучением преднамеренному вводу и выводу из штопора, необходимо обязательно показать срыв в штопор с разворота (виража) и других фигур пилотажа - как в визуальном полёте, так и в полёте по приборам - имитируя непреднамеренный срыв. Затем отработать путем многократного повторения действия по предупреждению сваливания и перехода самолета в штопор.


АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Используются технологии uCoz