В 9-й квадрат
Критические режимы
Обучение
Фигуры пилотажа
   

Лётные исследования режимов сваливания и штопора по приборам

(ЛИИ им. М.М.Громова в 1960 г.)

Эти исследования проводились на самолёте УТИ МиГ-15,оборудованном кабиной для "слепого" полёта со штатным комплектом приборного оборудования.

Пилотирование самолёта на вводе в штопор, в режиме штопора и на выводе из него осуществлялось по приборам лётчиком, находящимся в "слепой" кабине. Лётчик,сидевший в открытой кабине,вёл наблюдение за поведением самолёта и в управление не вмешивался.

Ввод в нормальный штопор выполнялся с режима горизонтального полёта при работе двигателя на режиме холостого хода путём дачи педали полностью по штопору и полного отклонения ручки управления на себя, а также и с виражей путём полного перетягивания ручки.

Выводы в ГП выполнялись как непосредственно после сваливания, так и из режимов развившегося штопора.

Ввод в перевёрнутый штопор выполнялся из перевёрнутого горизотального полёта,дачей педали полностью по штопору и полностью отклонением ручки управления от себя, а также путём имитации возможных ошибок пилотирования при выводе самолёта из нормального штопора. В этом случае ручка удерживалась в положении полностью от себя, а педаль-полностью на вывод из нормального штопора вплоть до момента перехода самолёта в перевёрнутый штопор.

Выводы в ГП производились так:

вначале отклонялся РН против штопора (до прекращения вращения)и следом за ним через 1-1.5 сек,отклонялся руль высоты полностью вверх. Элероны при этом удерживались в нейтральном положении до момента выхода самолёта из штопора.

В результате проведённых исследований на примере самолёта УТИ МИГ-15 показана возможность уверенного вывода лётчиком самолёта из сваливания и штопора при пилотировании по приборам (АГИ,ЭУП,указатель скорости,вариометр).

На основании проведённых исследований признано целесообразным развернуть подготовку и тренировку лётного состава в выполнении нормального и перевёрнутого штопора на учебном самолёте МиГ-15 в открытой кабине и под колпаком, и , кроме того вести работы по совершенствованию устанавливаемой на самолёт штатного бортового оборудования.

С этой точки зрения рекомендовано было:

  • доработать ЭУП так, чтобы его стрелка в своих крайних положениях отклонялась, показывая даже незначительные развороты;
  • установить авиагоризонт, дающий правильные показания при любых эволюциях самолёта.

  • АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
    Яндекс цитирования
    Rambler's Top100

    Используются технологии uCoz