Вид сваливания
|
Характеристика вида сваливания
|
На каких самолётах проявляется
|
Сваливание на нос
|
Такой вид сваливания наблюдается у самолётов с прямоугольным крылом или крылом небольшого сужения при возникновении корневого и срединного срыва потока на крыле. В этом случае самолёт самопроизвольно опускает нос, некоторое время набирает скорость, а затем вновь увеличивает угол атаки и сваливается.
|
По-2, Ан-2, Ан-14, Ил-18, Ил-114
|
Сваливание на крыло
|
Наблюдается у самолётов с прямым крылом значительного сужения. В этом случае возникает концевой срыв потока, из-за которого самолёт сначала кренится, а затем опускает нос и сваливается.
|
Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31, Як-40
|
Сваливание с интенсивным кабрированием
|
При таком сваливании возникает движение самолёта с резким нарастанием угла атаки и, как следствие, угла тангажа несмотря на отклонения рычага управления по тангажу от себя для парирования кабрирующего момента. Его причиной обычно яявляется концевой срыв потока на крыле стреловидной или треугольной формы в плане.
|
Ту-16, Ту-104
|
Глубокое сваливание
|
Характерно для самолётов с Т-образным оперением и крылом умеренной стреловидности. Возникает тогда, когда самолёт, самопроизвольно кабрируя, несмотря на парирование лётчиком этой тенденции, парашютирует на очень больших углах атаки с большой скоростью снижения. В глубоком сваливании обычно не наблюдается больших разворачивающих и кренящих моментов, т.е. имеет место симметричный срыв потока на крыле. Недостаточная эффективность продольного управления на больших углах атаки обусловлена затенением горизонтального оперения возмущённым потоком, сорванным с крыла.
|
Ту-154
|
Сваливание с разворотом по курсу
|
Возникает при потере путевой устойчивости на больших числах М
|
МиГ-23
|