В 9-й квадрат |
Фигуры пилотажа |
В выполнении правильного виража участвуют все органы управления: руль направления, элероны и руль высоты. Основным условием при выполнении правильного виража (или разворота на заданный угол) является отсутствие скольжения. В этом случае равнодействующая силы тяжести и центробежной силы направлена перпендикулярно поперечной оси самолета. Это условие может быть проконтролировано по указателю скольжения, который представляет собой слегка изогнутую трубку, в которую помещен металлический шарик. Трубка заполняется жидкостью -лигроином. Это устройство обычно монтируется совместно с гироскопическим прибором - указателем поворота, показывающим угловую скорость самолета относительно оси OY (на другие угловые скорости он не реагирует). Второе условие выполнения правильного виража - сохранение постоянства высоты. Если высота изменяется, то это уже не вираж, а спираль. Третье условие выполнения виража - сохранение постоянства скорости. Скорость не должна изменяться от начала ввода в вираж, в процессе виража и при выводе из него до перехода в горизонтальный полет. Попробуем выполнить все три условия выполнения виража. Задавшись углом крена, установим скорость в ГП, соответствующую РЛЭ данного самолёта. Координированно вводим самолет в вираж. Что это значит? Начинаем создавать крен.По мере его увеличения отклоняем руль направления в сторону виража. Для чего это нужно? На внешнем крыле отклоненный элерон вниз создает кроме увеличения подъемной силы и дополнительное сопротивление. На внутреннем же крыле элерон, поднятый вверх, наоборот, несколько снижает сопротивление крыла. Возникает момент (my), стремящийся развернуть самолет в направлении, противоположном развороту. Этот момент и нужно скомпенсировать отклонением руля направления. Возрастает крен.Растет перегрузка, потребная для поддержания капота относительно горизонта. Для ее создания необходимо увеличить угол атаки движением ручки управления на себя. При крене 30° это движение почти незаметно, но с ростом крена оно увеличивается. С ростом крена и перегрузки увеличивается и потребная мощность двигателя, необходимая для сохранения скорости полета. Соразмерно отклонением РУДа от себя увеличиваем газ приблизительно на 20% при крене 30°, а при крене 60° увеличиваем газ до полного. Крен достиг заданной величины.Теперь рассмотрим явления и действия летчика в установившемся вираже. Внутреннее крыло двигается по меньшему радиусу, а внешнее - по большему. Возникает разность скоростей, а значит и подъемных сил, которые создают момент mx, стремящийся еще больше увеличить крен. Это явление носит название спиральной неустойчивости. Она присуща каждому самолету, но особенно сильно оно проявляется на нескоростных самолетах и на планерах. Это связано с тем, что на малых скоростях (до 500 км/ч) радиус виража значительно меньше, а разность скоростей на внешнем и внутреннем полукрыльях больше, чем при более высоких значениях скорости. Летчику в процессе виража приходится поддерживать крен движением ручки управления в сторону, противоположную крену. Но как только ручка подходит к нейтральному положению, исчезает разворачивающий момент от опущенного вниз элерона, и педаль можно приблизить к нейтральному положению. Вывод из виража.Уменьшаем крен движением ручки управления в противоположную сторону виража и немного отклоняем в ту же сторону педаль. Это необходимо, так как элероны теперь создают момент mx, направленный на вывод из крена и одновременно my, стремящийся сохранить вращение в противоположном направлении. С уменьшением крена требуется уменьшение перегрузки, то есть подъемной силы, что надо компенсировать уменьшением угла атаки, то есть движением ручки от себя. Действия летчика при выполнении виражаВираж с креном до 45°
Изложенная выше последовательность действий летчика вполне справедлива при крене до 45°. Выполнение глубокого виража (60° и более) имеет некоторые особенности. Отклонение педали в сторону виража вызывает зарывание самолета - переход его в нисходящую спираль с ростом скорости. Вызвано это тем, что при таких углах крена происходит перемена действия рулей. Она заключается в том, что руль направления при угле крена 60° и более занимает положение, близкое к горизонтальному и управляет уже, в значительной степени, в вертикальной плоскости в земной системе координат. Аналогичная картина происходит и с рулем высоты, который при таких углах крена занимает вертикальное положение и работает как руль направления, в горизонтальной плоскости. Для создания требуемого избытка подъемной силы, обеспечивающей необходимую угловую скорость вращения, требуется значительное отклонение ручки на себя, как правило, при полной мощности двигателя. Координация движений рычагами управления контролируется по указателю поворота и скольжения. При выполнении глубоких виражей летчику необходимо помнить:
При выполнении виража в сторону вращения винта в процессе увеличения крена необходимо давать внешнюю педаль для устранения внешнего скольжения и зарывания самолета. Если этого не сделать, то самолет будет стремиться перевернуться на спину и войти в глубокую отвесную спираль. При выполнении виража в противоположную сторону вращения винта гироскопический момент не мешает выполнению виража. Если педали и ручка управления не будут устанавливаться после ввода в нейтральное положение, самолет вираж хотя и неточный, но все же сделает. Отклоненный руль направления будет предотвращает поднимания носа самолета, а не убранные элероны удержат крен. Вираж с креном 60° и более.
Если все эти условия Вам удалось выполнить, самолет сам поставит Вам оценку "отлично" - на выводе из виража Вы почувствуете легкое покачивание крыльев. Это вы "поймали свой хвост", то есть попали в спутный след своего самолета. |
|