Классификация режимов штопора
По положению ЛА относительно вектора скорости
- нормальный штопор - при движении самолёта на положительных углах атаки (летчика прижимает к сидению)
- перевёрнутый штопор - при движении самолёта на отрицательных углах атаки (лётчик висит на ремнях)
По средней величине угла атаки в режиме и по положению самолета относительно горизонтальной плоскости
- крутой штопор (30o < a < 60o);
- плоский штопор (a > 60o).
по направлению вращения самолета в режиме:
- правый штопор (внутреннее крыло правое )
- левый штопор (внутреннее крыло левое )
по степени изменения средних значений параметров движения самолета в штопоре от витка к витку
- установившийся штопор - параметры движения самолета практически неизменны от витка к витку
- неустановившийся штопор - параметры движения самолета изменяются от витка к витку
по характеру изменения параметров движения самолёта в процессе выполнения одного витка:
- равномерный штопор - все параметры движения самолёта в режиме близки к своим средним значениям, изменение по времени угловых скоростей, углов атаки и скольжения небольшие;
- колебательный штопор - параметры движения самолёта изменяются значительно.
по способности самолета самостоятельно поддерживать режим штопора:
- устойчивый штопор - при неизменном положении рычагов управления самолет сохраняет режим штопора. Для вывода из режима требуются активные методы пилотирования
- неустойчивый штопор - при неизменном положении рычагов управления самолет прекращает режим штопора и переходит на эксплуатационные углы атаки или в другой режим штопора
Положение рычагов управления "по штопору"
- при нормальном штопоре - рычаг управления по тангажу и крену (ручка или штурвал) НА СЕБЯ и вбок "ПО ВРАЩЕНИЮ", педаль - в СТОРОНУ ВРАЩЕНИЯ самолёта
- при перевёрнутом штопоре - рычаг управления по тангажу и крену (ручка или штурвал) ОТ СЕБЯ и вбок "ПРОТИВ ВРАЩЕНИЯ", педаль - в СТОРОНУ ВРАЩЕНИЯ самолёта
Положение рычагов управления "против штопора"
- при нормальном штопоре - рычаг управления по тангажу и крену (ручка или штурвал) ОТ СЕБЯ и вбок "ПРОТИВ ВРАЩЕНИЯ", педаль - ПРОТИВ ВРАЩЕНИЯ самолёта
- при перевёрнутом штопоре - рычаг управления по тангажу и крену (ручка или штурвал) НА СЕБЯ и вбок "ПО ВРАЩЕНИЮ", педаль - ПРОТИВ ВРАЩЕНИЯ самолёта
|