9-й квадрат |
Критические режимы |
Меры безопасности |
Рассматривая режим штопора, следует остановиться на режиме, который, не являясь разновидностью штопора, может возникнуть на некоторых ЛА (в частности, он очень часто может возникать на планерах) при преднамеренном вводе в штопор. Это спираль, угол тангажа и угловая скорость в которой близки по своим параметрам к соответствующим значениям штопора. При вводе в штопор стандартным способом самолёта (или планера), обычно при предельно передней центровке, несмотря на то, что лётчик удерживает рули по штопору, может произойти самопроизвольный выход из штопора и переход в рассматриваемый режим. Угол атаки в этом случае будет докритический, но достаточно большой, поскольку ручка взята полностью на себя, а отклонённый руль направления поддерживает вращение и препятствует выходу из пикирования. В чём опасность этого режима?В отличие от штопора здесь ничто не препятствует росту скорости, и она нарастает почти с ускорением свободного падения (около 100 км/час за 3 секунды), а поскольку благодаря отклонённой полностью на себя ручке сохраняются большие углы атаки, то перегрузка будет расти пропорционально квадрату скорости и очень быстро может достигнуть опасных значений. Распознать переход в этот режим как можно быстрее лётчик может по быстрому нарастанию скорости и перегрузки. Угловая скорость и угол тангажа почти такие же, как при штопоре, что может ввести в заблуждение. Вывод из режимаВ отличие от вывода из штопора, в этом случае необходимо установить руль направления в нейтральное положение, ручку управления отклонить от себя и в сторону, противоположную вращению (вывод элеронами, они становятся эффективными). Затем, после остановки вращения, плавно вывести самолёт (или планер) из пикирования. |
|