9-й квадрат
Критические режимы
Меры безопасности
 

Глубокая спираль

Рассматривая режим штопора, следует остановиться на режиме, который, не являясь разновидностью штопора, может возникнуть на некоторых ЛА (в частности, он очень часто может возникать на планерах) при преднамеренном вводе в штопор.

Это спираль, угол тангажа и угловая скорость в которой близки по своим параметрам к соответствующим значениям штопора.

При вводе в штопор стандартным способом самолёта (или планера), обычно при предельно передней центровке, несмотря на то, что лётчик удерживает рули по штопору, может произойти самопроизвольный выход из штопора и переход в рассматриваемый режим.

Угол атаки в этом случае будет докритический, но достаточно большой, поскольку ручка взята полностью на себя, а отклонённый руль направления поддерживает вращение и препятствует выходу из пикирования.

В чём опасность этого режима?

В отличие от штопора здесь ничто не препятствует росту скорости, и она нарастает почти с ускорением свободного падения (около 100 км/час за 3 секунды), а поскольку благодаря отклонённой полностью на себя ручке сохраняются большие углы атаки, то перегрузка будет расти пропорционально квадрату скорости и очень быстро может достигнуть опасных значений.

Распознать переход в этот режим как можно быстрее лётчик может по быстрому нарастанию скорости и перегрузки. Угловая скорость и угол тангажа почти такие же, как при штопоре, что может ввести в заблуждение.

Вывод из режима

В отличие от вывода из штопора, в этом случае необходимо установить руль направления в нейтральное положение, ручку управления отклонить от себя и в сторону, противоположную вращению (вывод элеронами, они становятся эффективными). Затем, после остановки вращения, плавно вывести самолёт (или планер) из пикирования.

 

АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Используются технологии uCoz