АКТ № 154-60
Лётные испытания указателя авиагоризонта УАГ-1
на самолёте Ан-12 и УТИ МиГ-15
I. Цель испытаний
Лётная оценка удобства использования системы индикации пространственного указателя авиагоризонта УАГ-1 и проверка работоспособности комплекта прибора.
II. Объект испытаний
Макетный образец пространственного указателя авиагоризонта УАГ-1 № 71006 (завод п/я 200) работающего в комплекте с сельсиной центральной гировертикалью СЦГВ № 46721.
В указателе авиагоризонта УАГ-1 (фиг.1) применена пространственная индикация в виде модели самолетика, движение которой согласуется с движением самолета а позволяет определять положение самолета в пространстве как стереоскопически, так и путем отсчета углов крена и тангажа.
Указатель данного авиагоризонта является дистанционным указателем, воспроизводящим углы крена и тангажа, измеряемые гиродатчиком.
В корпусе указателя УАГ-1 расположены механизмы следящих систем крена и тангажа, указатель скольжения, механизм установки заданного угла тангажа. Кинематика прибора позволяет осуществить непрерывное, раздельное или одновременное вращение модели самолетика в пространстве вокруг двух вэаимно-перпендикулярных осей.
III. Методика испытаний и измерительная аппаратура
I. На самолёте Ан-12 пространственный указатель горизонта УАГ-1 устанавливался на приборной доске 1-го летчика вместо резервного авиагоризонта АГБ-2.
Летная оценка удобства использований системы индикации пространственного указателя авиагоризонта УАГ-I производилась летчиком визуально.
Выполнялись полеты в дневных и ночных условиях, были сделаны следующие режимы: набор высоты, горизонтальный полет, горки, виражи правые и левые с максимальными углами крена.
В целях получения объективной оценки пилотирование производилось разными летчиками. Оценка восприятия летчиком индикация авиагоризонта УАГ-1, а также удобство ее использования фиксировалась летчиком в полетном листе после каждого полета.
2. На самолете УТИ МиГ-15 пространственный указатель авиагоризонта УАГ-I устанавливался в первой кабине на месте прицела. (фиг.2)
Пилотирование производилось по указателю авиагоризонта.
Было выполнено ряд режимов: бочка левая и правая, иммельман с бочкой, горки с переворотом, горки с бочкой, переворот, петля, виражи, боевой разворот.
В указанных режимах определялось поведение испытываемого указателя авиагоризонта УАГ-1 и удобство использования данной индикации.
Для контроля режимов полета регистрировались показания, авиагоризонта AГИ-1, указателя скорости КУС-I200 и высотомера ВД-17, кинофотоаппаратом АКС-2.
Указанная аппаратура была установлена во второй кабине летчика.
Оценка возможности использования указателя горизонта УАГ-1 производилась на различных режимах разными летчиками и фиксировались в полётном листе.
IV. Результаты испытаний
Авиагоризонт УАГ-1 работает в комплекте с сельсинной центральной гировертикалью (СЦГВ), которая по точностным характеристикам проверялась в ГК НИИ ВВС.
В данных испытаниях необходимо было проверить индикацию УАГ-1, получить летную оценку, главным образом восприятия индикации летчиком и возможность пилотирования по этому указателю авиагоризонта в сложных метеоусловиях.
Было проведено 5 полетов на самолете Ан-I2 (два полета днем - три ночью) н 3 полета на УТИ МИГ-15.
I. Полёт №1 от 21 апреля 1960 г. (с-т Ан-12)
В этом полёте были выполнены следующие режимы:
набор высоты, виражи с креном 30 и 60° правые и левые, снижение с креном 30 и 60°. В полете использовался авиагоризонт с указателем УАГ-1.
Оценка указателя авиагоризонта УАГ-I летчиком
Философовым
Глядя на самолетик строго по продольной оси, мы видим силуэт самолетика, т.e. тоже, что и в обычном авиагоризонте.
Зрительному восприятию- показаний нового авиагоризонта мешают неоднородные блики, возникающие на сферическом стекле.
Отсчет по крену не отличается от обычной системы отсчета на существующих авиагоризонтах в лучшую сторону.
Тангаж досчитывается от горизонтальной линии в сторону отклонения горизонтального индекса, укрепленного на носике модели самолетика.
Окончательную оценку нндикацин прибора дать затруднительно из-за плохого расположения прибора внизу справа (место резервного авиагоризонта). Показания по крену до 60° и по тангажу до 30° правильные.
2. Полеты от 26/IV и 11/V 1960 г. в ночных, условиях (с-т АН-12)
Были выполнены следующие режимы: набор высоты, виражи правые и левые с углами крена 15 и 30°, горки е углами тангажа 10,20°,горизонтальный режим, снижение.
Оценка указателя авиагоризонта УАГ-1 летчиком
Философовым
Преимущества пространственного авиагоризонта не могут проявиться на тяжёлых машинах , они могут проявиться при эволюциях на истребителе.
Показания нового авиагоризонта правильные и точные, но его качества как основного прибора для слепого полёта могут быть оценены удобством снятия с него показаний, быстротой зрительного восприятия индикации.
В данном варианте установки им пользоваться невозможно. Его следует временно установить на место серийного авиагоризонта примерно на уровне глаз.
Предварительно можно констатировать следующее:
Для точного выдерживания тангажа требуется не макетик самолета, а только индекс на его носу, Индекс, укрепленный на носике самолетика, виден плохо (сливается с общим фоном).
Крен определяется уже другим элементом, в другой плоскости и на другом расстоянии от глаза.
Удобнее и легче оба параметра снимать с одного элемента.
Оценка указателя авиагоризонта УАГ-1 летчиком
Аксеновым (самолёт AH-I2)
Прибор очень нравится. В ночных полетах с прибором УАГ-1 можно летать. Необходимо регулировать подсвет, т.е. регулировку подсвета вынести к летчику.
3. Полет от 12/V-1960 года
Были выполнены виражи правые и левые, горки, горизонтальный режим, снижение.
Оценка указателя авиагоризонта УАГ-1 летчиком
Верниковым
В горизонтальном режиме авиагоризонт УАГ-1 работает хорошо. По крену видимость хорошая, по тангажу видимость хуже.
Мала цена деления шкалы тангажа, затем лопаточка - указатель, которая имеется на носике самолетика, очень широка и загораживает деление, поэтому отсчет по тангажу затруднителен.
Желательно поставить указатель авиагоризонта УАГ-1 на уровне глаз летчика, тогда видимость шкалы по тангажу будет лучше. На тяжелых самолетах летают с небольшим углом тангажа, поэтому хорошо бы было увеличить цену деления на участке до 30°, чтобы летчику било удобнее отсчитывать тангаж. Авиагоризонт УАГ-I можно ставить на самолет Ил-18 и на другие типы пассажирских самолетов.
Пригоден для пилотирования с учетом вышеуказанных замечаний.
4. Полет от 18/V 60 г. в ночных условиях (с-т Ан-12).
В этом полете выполнялись: взлет, развороты левые и правые е креном 30 и 40° и снижение. Прибор был установлен на приборной доске на уровне глаз летчика справа.
Оценка указателя авиагоризонта УАГ-1 лётчиком Адамовичем
Главный недостаток оформления прибора - слишком большая яркость сферической шкалы (необходима регулировка подсвета), Стрелка тангажа на голубом фоне шкалы не видна, и на коричневом видна плохо. Кроме того, корпус макета самолётика загораживает стрелку тангажа при некоторых средних углах тангажа.
Имеет некоторые преимущества в наглядности, но незначительные по сравнению с лучшими авиагоризонтами.
Для более полной оценки необходимо уменьшить освещенность прибора и установить его перед летчиком в нормальное положение (сейчас он справа на уровне глаз).
5. Полет №1 от 13/VII-60 (с-т УТИ МиГ-15)
Отзыв летчика Гудкова О работе авиагоризонта с указателем УАГ-1
Выполнялись режимы набора высоты, горизонтальный полет, виражи с креном 30, 45°. Пилотировать по авиагоризонту с указателем УАГ-1 очень хорошо. Несколько мешают блики на стекле. Голубой цвет при полете на солнце становится темным и мало отличается от черного цвета.
Настоящее место установки указателя авиагоризонта УАГ-1 позволяет хорошо видеть у прибора шкалу тангажа.
Выполнение петель, горизонтальной и восходящх бочек, боевых разворотов по УАГ удобно.
6. Полет № 2 от 13/VII-60 (с-т УТИ МиГ-15)
Показания авиагоризонта УАГ-1 в полете по крену и тангажу хорошие, прибор чувствителен при отклонениях как по крену так и по тангажу. Выполнение фигур высшего пилотаж как-то: петли, иммельман, бочки, боевые развороты можно свободно выполнять в облаках при отсутствии видимости естественного горизонта (при условий установки УАГ-1 на уровне глаз летчика).
Четко фиксируется выполнение горизонтальных фигур: виражи, бочки.
Немного смущает летчика (при выполнении петель) это переворачивание самолетика вместе со шкалой",но этот переворот самолетика происходит быстро из нижнего в верхнее положение и наоборот, поэтому после переворачивания можно фиксировать крен самолета, а в момент переворачиваний - нельзя. Плоха расцветка горизонта. Цвет "неба" необходимо изменить на белый, так как при пилотирований на Солнце вся сфера сливается в один цвет.
Ниже дополнительно приводится оценка указателя УАГ-1 летчиком Комаровым В. А. в комплексных полетах.
7. Полёты от 10/VI-60г. и 11/VI-60г, (на с-те УТИ МиГ-15).
Оценка указателя УАГ-1 лётчиком Комаровым B.А.
Указатель авиагоризонта УАГ-1 работает очень хорошо. Сфера стекла при данной установке не искажает показаний. Голубую часть сферы плохо видно при полете на Солнце, она сливается с черной частью сферы. При полете от Солнца различие цветов хорошев. Пилотирование было произведено по авиагоризонту УАГ-1.
Положение самолетика по авиагоризонту №1 соответствовало положению самолета в пространстве. По крену и тангажу шкала прибора видна хорошо. Очень четко выделяется сфера при полете от Солнца.
Пользуясь исключительио наглядной индикацией прибора УАГ-1 были проделаны почти вce фигуры высшего пилотажа. Как-то: бочка левая и правая, горки с переворотом, горка с бочкой, иммельман с бочкой, переворот, петля, боевой разворот. Возможно пилотирование по указателю УАГ-I в облаках и в сложных метеоусловиях.
8. Полёт №3 от 13/VII-60г
Оценка летчика Захарова Р.Ф. авиагоризонта с указателем УАГ-1
Выполнено: взлёт до 3500 м, переворот, петля Нестерова, боевой разворот, виражи е креном 60°, а также десятиминутный полет в облаках.
Новый авиагоризонт с указателем УАГ-I дает возможность летчику более наглядно чем по АГИ-1, представлять положение самолета относительно горизонта в пространстве. Пилотировать в облаках по УАГ-1 удобно, Индикация более наглядная чем у АГИ-1. По габаритам прибор велик.
На основании летной оценки можно отметить следующее: авиа горизонт с пространственным указателем УАГ-I имеет наглядную индикацию (при соответствующей установке перед глазами летчика). Показания по крену и по тангажу численно соответствует показаниям АГИ-1. В приборе имеется ряд конструктивных недоработок:
а)велик размер лопаточки указателя по высоте. Окраска ее сливается с фоном шкалы;
б)недостаточно контрастны цвета шкалы "Неба" и "Земли" (при полете на Солнце голубой цвет становится темным и сливается с цветом Земли).
Согласно действующему РТМ 830 в авиагоризонтах сфера "Земля"должна иметь чёрную матовую поверхность с коэффициентом отражения, не более 0,1(цифры и отметки при этом должны быть белые матовые) а полусфера "Небо" должна иметь белую матовую поверхность c коэффициентом отражения не менее 0,7 (цифры и отметки при этом должны быть чёрные матовые). Силуэт самолетика должен иметь белую матовую поверхность с черной окантовкой.
Нецелесообразно иметь в приборе два свечения; (светосостав необходимо изъятьj Рекомендуется применять красный свет.
Отмечено, что лицевая часть УАГ-1 больше, чем у серийного авиагоризонта АГИ-1
Указатель авиагоризонта УАГ-1 на приборной доске необходимо устанавливать перед глазами летчика, обязательно в первом ряду или с некоторым наклоном, в противном случае пользоваться прибором почти невозможно.
На самолете AH-I2 полностью не выявляется преимущества авиагоризонта УАГ-1.
После проверки указателя авиагоризонта УАГ-1 на самолете УТИ МиГ-15 установлено, что на фигурах высшего пилотажа летчики уверенно пилотировали по авиагоризонту с указателем УАГ-1.
Пилотирование в облаках и ночью, по авиагоризонту с указателем УАГ-1 возможно.
Прибор по отзывам летчиков хорош, но есть затруднение в его установке на приборной доске. Установка УАГ-1 связана с перекомпоновкой приборов на приборных досках, поэтому необходимо выявить возможность установки пространственного указателя авиагоризонта УАГ-1 на различных типах самолетов.
В одном из полетов произошел отказ в работе датчика СЦГВ. Не работала продольная коррекция. Дефект прибора был устранен на заводе-изготовителе СЦГВ.
После полетов результаты летных испытаний БЫЛИ ОБСУЖДЕНЫ НА ИНЖЕНЕР ном совещании с участием лётчиков, представителя завода -изготовителя и инженеров лаборатории
На основе результатов лётных испытаний и обсуждении их на инженерном совещании были сделаны следующие выводы:
В Ы В О Д Ы
I. Авиагоризонт с пространственным указателем УАГ-1 имеет наглядную индикацию.
Устанавливать указатель авиагоризонта нужно перед глазами летчика, в противном случае пользоваться прибором почти невозможно.
2. Преимущества индикации прибора полностью проявляются при установке его на, истребителе. Прибор позволяет уверенно определять пространственное положение самолета на фигурах высшего пилотажа при полётах в облаках без видимости естественного горизонта. Целесообразно устанавливать указатель УАГ-1на истребителях в качестве основного авиагорнзонта вместо АГИ-1.
3. В приборе имеется ряд конструктивных недоработок: велик размер индекса тангажа, индекс сливается с фоном сферической шкалы. Недостаточная контрастность цветов шкала Неба и "Земли"(при полете на Солнце голубой цвет становится темным и сливается.с цветом "Земли" Расцветку шкал необходимо производить в соответствии с PTМ-830,
Сферичеекое стекло дает блики, затрудняющие отсчет показаний, необходимо его заменить на плоское.
4. Считать целесообразным проработать вопрос об указателе авиагоризонта горизонта УАГ-1 с директорными индексами.