Ночные пираты (аэродром Дракино, 1941 г.)
В 9-й квадрат
Публикации
Аэродром Дракино
 

Борис Мамонтов

Ночные пираты

МиГ - Южное Подмосковье, 2005 г., 25 июня

Застывший навечно на развилке дорог в д. Калиново танк Т-34, памятники погибшим сельчанам в центре деревни и на огороде, на общей могиле семьи Крымовых, погибших во время бомбёжки дракинского аэродрома летом 1942 года, красноречиво свидетельствуют о том, что война шла всего-навсего в пяти километрах от Серпухова. Мемориальная доска на деревенском доме № 9 гласит: "В этом доме в 1941 - 43 годах размещался штаб 22-го Гвардейского бомбардировочного авиационного Красноярского ордена Суворова полка..."

Нынче как-то не верится, что грозной осенью 1941 г. враг был за р. Протвой. От дракинского аэродрома до немецкого юрятинского военного гарнизона не более 2 - 3-х километров, а до штаба полка в д. Калиново - 6 - 7 километров.

Если фашисты регулярно обстреливали из своих дальнобойных пушек Серпухов, окские мосты и липицкий аэродром, то кто им мешал уничтожить аэродром в Дракине, находившийся в пределах досягаемости обычной артиллерии? Что-то здесь не так. Что - правда, а что - нет?

Архивные документы, воспоминания ветеранов полка, рассказы местных жителей, насколько это возможно, проясняют картину.

Первый скоростной бомбардировочный авиационный полк был сформирован в Красноярске в мае 1938 года. Командиром был назначен майор Семён Алексеевич Донченко, начальником штаба - Захаров, комиссаром - Волков.

Трёхмесячную боевую практику лётчики прошли в Монголии на реке Халхин-Гол. Аттестаты зрелости им выдала война с Финляндией в январе 1940 г. Затем было участие в Иранской кампании...

Поскольку обстановка на западном фронте резко осложнилась, то полк получил приказ срочно перелететь на Калининский фронт. На это потребовался месяц.

История Великой Отечественной войны

И с октября 1941 г. своими первыми эскадрильями полк начал осуществлять боевые вылеты на южном крыле Западного фронта в составе 1-ой воздушной армии под командой генерал-полковника М.М.Громова, оперативно подчиняясь командарму 49-й Армии, генерал-лейтенанту И.Г.Захаркину. Непосредственным начальником стал командир 38-й комбинированной дивизии полковник Щегликов Степан Семёнович, который получил первоклассных, закалённых в боях лётчиков.

Однако в дивизии было только шесть истребителей: два самолёта И-15 ("Чайка") и четыре И-16 ("Ишачки"). Полк летал на скоростных бомбардировщиках, имевших скорость 350 километров в час, бортовую нагрузку - 600 кг и 4 пулемёта ШКАС на вооружении.

К этому времени фашисты приблизились к Калуге и Туле. Создалась реальная угроза захвата Каширы, Коломны и Рязани. Срочно потребовалось вести воздушную разведку продвижения 2-й танковой армии Гудериана.

7 ноября 1941 г. из Луховиц начались боевые вылеты без сопровождения истребителей. Бомбардировщик летел вдоль дороги, по указанию штурмана нырял из облаков до высоты 200 м и при обнаружении противника атаковал его, после чего взмывал вверх, в спасительные облака, и другим курсом возвращался на аэродром. Самолёты следовали с интервалом 15 - 20 минут. Такой "конвейер" работал в течение всего дня. Были успешные налёты на фашистскую технику под Мценском, на ж/д станцию Узловая, на Серебряные Пруды и Михайлов. В конце ноября полк стал оказывать помощь генералу Белову. На фашистов у Каширы и Ожерелья, Мордвеса, Венёва и Ревякина посыпались бомбы. Кашира, Коломна и Тула были спасены от захватчиков. Неслучайно в полк поступила телеграмма: "Передайте лётному составу благодарность от генерала армии Жукова за хорошую боевую работу. Нужно продержаться ещё трое - четверо суток. Поэтому прошу и требую боевую работу усилить и вести её ночью и днём с максимальным напряжением."

За короткий 7-часовой осенний день лётчики делали по 5 - 6 боевых вылетов. Главное заключалось в том, чтобы вовремя успеть подвесить бомбы и заправить самолёт горючим и маслом. Некоторые экипажи даже с одной заправкой делали по 2 - 3 боевых вылета.

Боевые действия 22-го гвардейского бомбардировочного авиаполка под Серпуховом в 1941 - 1942 гг.

Большие потери полка в живой силе и технике начались при дневных вылетах, особенно в ясную погоду. Требовалось изменить тактику, перейдя к боевым действиям в ночных условиях.

В декабре 1941 г. в ходе успешного контрнаступления Красной Армии враг был отброшен от столицы более чем на 100 километров к западу. Полк со своим штабом перебазировался на полевой аэродром в Дракино. В качестве новогоднего подарка сюда поступили новые бомбардировщики Пе-2 и Ар-2. Полк вывели из подчинения 38-й дивизии и передали командарму 1-й воздушной Армии. Лётчики получили на длительный срок новую, необычную задачу - вести борьбу с авиацией противника. Парадоксально, но факт: битва за Москву начиналась и заканчивалась в воздухе. Чтобы снизить эффективность русского зенитного заградительного огня, фашисты перешли к налётам в ночное время. Лётчикам было поручено сорвать этот замысел. Сразу же под прицел были взяты ж/д станции Волоколамск, Малоярославец, Медынь, Мятлево, Юхнов. Затем началось блокирование фашистских аэродромов, расположенных у населённых пунктов Калуга, Брянск, Жиздра, Сеща, Шаталово, Смоленск, Ярцево, Вязьма, Сычёвка, Ново-Дугино, Гжатск, Ржев В течение всей ночи наши держали под ударом аэродромы немцев. "Ночные пираты", как себя окрестили советские лётчики, фугасными зарядами повреждали взлётно-посадочную полосу, осколочными бомбами - живую силу и технику, а зажигательными бомбами устраивали пожары. Ситуация осложнялась тем, что бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия и с различным запозданием. Таким образом при каждом полёте минировались аэродромы врага.

Фонарь 'Летучая мышь'

Для маскировки дракинского аэродрома с него убрали все атрибуты: посадочную полосу, Т-образный посадочный знак, указатель ветра, электрические гирлянды привода самолёта на полосу взлёта и посадки, прожектора освещения. Самым сложным для лётчиков оказалось найти в темноте свой аэродром, ещё более опасным делом было посадить бомбардировщик ночью на землю.

Как это осуществлялось? Посадочное место указывалось тремя керосиновыми фонарями "Летучая мышь". Если колпаком был закрыт хотя бы один из трёх фонарей, то определить направление посадки было невозможно. Это означало "Ждать!", так как в небе кружат немецкие самолёты. Все лётчики по специфике звука моторов различали свои и немецкие самолёты. Как только вражеский самолёт удалялся, - открывался третий фонарь. Свой самолёт заходил на посадку и у самой земли включал бортовую фару, а после остановки сразу же её выключал. Со стороны создавалось впечатление, что проехала какая-то машина. Фонарь в руках персонала указывал самолёту путь на стоянку. Красным и зелёным светофильтрами электрического фонарика было разрешено пользоваться только командиру и инженеру полка.

Немцы так и не смогли обнаружить этот ненавистный аэродром "ночных пиратов".

27 марта 1942 г. фашисты засекли перелёт полка на новое место в Белоусово. В тот же день аэродром был разбомблен. Остатки полка возвратились в Дракино.

День 8 мая 1942 года стал трагическим для полка. Впервые ночью с дракинского аэродрома производилась высылка десантников. Потребовалось освещение. Включили прожектора. Это сразу привлекло внимание немцев, и фашистские бомбардировщики немедленно нанесли удар по аэродрому, уничтожив три самолёта. При этом погибли четыре лучших лётчика и ещё 6 человек были ранены. В тот день сорвались десант и боевые вылеты.

Второй налёт на Дракинский аэродром произошёл летом 1941 г., после нанесения очередных бомбовых ударов по целям врага. Командир полка возвращался последним, на рассвете пересёк линию фронта, но был обстрелян, после чего к нему "на хвост" сел фашистский Ме-110. Однако не атаковал, а держался на удалении 1 - 2 км. Стало ясно, что фашисту нужен русский аэродром. Топливо было на исходе. Истребители с липицкого аэродрома в воздух не поднялись. Что делать? Впереди железнодорожный мост через Оку. Там наши зенитчики. Они должны понять, в чём дело. А если нет? Зенитчики поняли, отсекли "мессера" и одним снарядом его зацепили. Тот развернулся и ушёл на запад со снижением. В полку была объявлена тревога по маскировке самолётов вдоль окраины леса. 12 тяжёлых "Хе-111" буквально вспахали всё лётное поле. Лишь два самолёта получили незначительные повреждения.

В 1943 году в полку появились американские бомбардировщики "Бостоны" (Б-20).

22 ноября 1942 г. за проявленную отвагу в боях за Родину 1-й бомбардировочный авиаполк был преобразован в 22-й гвардейский. 4 мая 1943 г. ему было присвоено наименование Красноярский. За участие в боях на I и IV Украинских фронтах и нанесение бомбовых ударов по Берлину, за проявленные доблесть и мужество полк был удостоен ордена Суворова III степени.

В жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками лётчики полка уничтожили: самолётов - 67, танков - 75, орудий зенитных - 6, орудий разных - 64, автомашин - 852, паровозов - 17, железнодорожных вагонов - 300, бензоцистерн - 52, складов ГСМ - 9, железнодорожных станций - 59, живой силы противника - около 5000 человек. Полностью был уничтожен фашистский аэродром в Ново-Дугино. Полк оказывал помощь брянским и белорусским партизанам.

Высокого звания Героя Советского Союза удостоены четыре лётчика: Кобылянский Иван Александрович, Мостовой Николай Александрович, Пахотищев Николай Дмитриевич, Черновский Семён Александрович.

Смертью храбрых на поле боя пали 116 военнослужащих, из которых 60 лётчиков захоронены в Серпухове и районе. В дашковской средней школе есть музей боевой славы полка.

Защитники родины - Сайт о русских солдатах. - http://www.zashitnik.net
АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Hosted by uCoz
Академия русской символики «МАРС»