В 9-й квадрат

Избранное из Форума АвиаРу


Пилотаж, авиатехника и безопасность полётов

АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ: Посадка без руля высоты

flyhog:

Можно ли зайти и посадить борт на ВПП при нерабочих рулях высоты одними только движками (движком)?

26/08/2003 [05:52:16]

Дима Володин:

Теоретически - можно. Практически - http://www.ntsb.gov/ntsb/brief.asp?ev_id=20001213X28786&key=1

26/08/2003 [06:29:11]

flyhog:

А вообще профессиональные летчики отрабатывают такие ситуации в реале либо на тренажерах?

26/08/2003 [07:40:16]

b737:

Да, в Трансаэро на тренажёре.

26/08/2003 [08:14:07]

mErLin:

Для легкомоторных типов методика посадки при отказе РВ (при помощи триммера) расписана в различных руководствах достаточно подробно. Хотя, в РЛЭ этого почему-то не пишут. Основная идея всех методик - очень пологая глиссада, мелкие, по возможности - без выпуска тормозных щитков, хорошо координированные развороты. Если РВ не работает из-за обрыва 1й тяги, то можно закрутить триммер в сторону отказа и частично использовать "здоровую" тягу.

Методики посадки с отказами РН и элеронов - также существуют.

26/08/2003 [09:01:53]

mErLin: :

Пардон, хотел сказать: мелкие, хорошо координированные развороты. И, конечно без выпуска щитков ;)))))))))

flyhog:

В такой ситуации для КВС что определяющее визуальный контроль либо команда диспетчера? И вообще насколько реально совершить такую посадку в сложных метеоусловиях при ограниченной видимости?

Действия КВС в таком случае ?

26/08/2003 [09:25:47]

Beck:

такую посадку вообще малореально осуществить, хоть она и описана хорошо, ИМХО если посадка получилась, то очень повезло

гуляла в своё время по стране такая касета "Почему падают самолёты" ведущей там была барышня из X-files там был описан случай подобной посадки вместе со съёмками самой посадки, я очень удивился когда они всё-таки зашли и сели, после посадки самолёт перевернулся и загорелся как факел, ещё больше я удивился когда узнал что большая часть пассажиров выжила, ещё были душераздирающие рассказы участников трагедии, как то рассказ стюры, мол после спасения подходит мамаша и грит "Вы сказали мне положить ребёнка в проход, я так и сделала, но он погиб", далее рассказ о том что лежащий так же как и погибший ребёнок в проходе мальчик после столкновения с землёй залетел в багажную полку, которая после этого захлопнулась и он выжил

о как

Max

26/08/2003 [09:54:17]

PIC:

Был реальный случай на Ил-62М 210л.о года четыре назад. После взлета, в наборе руль высоты застпорился. Они не растерялись, по тангажу самолёт стабилизатором и триммером ухватили. Слили топливо, развернулись и с обратным курсом сели на ту же ВПП. Работа ювелирная! КВС Гриневич А.А. за ту посадку медаль Нестерова вроде получил.

26/08/2003 [10:44:00]

Т-10с:

На Ил-62 при включении реверса в полете возникает значительный кабрирующий момент. Высшим шиком считается посадка не трогая штурвал по тангажу и выравниваясь одним реверсом.

26/08/2003 [10:47:13]

AK:

Управление тангажом при помощи одного только триммера - возможно, но это только если отказало управление рулём высоты, да и то так, что руль не заклинило (разумеется, оно возможно и при действующем управлении рулём высоты - по крайней мере, обратимом). Если же произошло разрушение или заклинивание РВ - остаётся работать двигателями, и хорошо, если есть достаточная вертикальная децентрация тяги.

Случаи успешной посадки при отказе РВ имеются. Например, в 1946 (кажется) году М.Л.Галлай на МиГ-9 при разрушении ГО

Однако история хранит примеры и неуспешных посадок при отказе РВ. В 2002 г. на "Гжелке" (Т-101 ЭМЗ им. Мясищева) так погиб лётчик Бесчастнов при разрушении ГО.

Он не покинул самолёт с парашютом, очевидно, рассчитывал посадить, управляя тягой двигателя, однако этот расчёт оказался ошибочным...

26/08/2003 [11:14:47]

Alex Ли-2:

Кстати случай описанный в http://www.ntsb.gov/ntsb/brief.asp?ev_id=20001213X28786&key=1 произошедший с MCDONNELL DOUGLAS DC-10-10 можно сказать вошел в историю. После того как они относительно благополучно сели был проведен эксперимент на тренажере с 40 экипажами. Так вот никто не смог этот подвиг совершить. Вот так!

26/08/2003 [11:52:55]

ЛуузКонтрол:

Вспомните японский боинг 747, как после полного отказа гидравлики пилоты развернули его на посадочный курс, за счет дифференцирования тяги двигателей, пытались зайти на посадку но все равно погибли вместе со всеми пассажирами, в инете где то даже мп3 лежит с их переговорами в этой ситуации перед ударом, я скачивал, все на японском, но очень напряженно...короче экстрим полный...

26/08/2003 [12:06:19]

Планетянин:

Вот еще ссылки по тому DC-10. Случай уникальный, стоит обсуждения на отдельной ветки...

http://www.airdisaster.com/special/special-ua232.shtml
http://www.airsafetyonline.com/photos/ua232/1.shtml
http://aviation-safety.net/database/1989/890719-1.htm
http://pw1.netcom.com/~asapilot/232.html

Видео посадки:

http://www.airdisaster.com/movies/

26/08/2003 [12:46:27]

flyhog:

to All

to Планетянин спасибо за ссылки

Ну вот видите, оказывается ситуация довольно распространенная.

Наверное есть и другие типы отказов систем управления при которых можно избежать летного проишествия умело управляя тягой двигателей?

Т.е. вопрос вообще расширяется до того, как имея исправными только двигатели, ну и конечно крылья в наличии (для Реверса персонально, без крыльев:) совершить посадку с наименьшими потерями.

Насколько самолет в такой конфигурации будет вообще управляемым.

Я думаю такая ситуация особенно актуальна для военных летчиков в период боевых действий (хотя у них есть возможность покинуть борт с парашютом, но речь не об этом, а вдруг на борту министр обороны:).

26/08/2003 [13:27:12]

Т-10с: :

У нас в аэроклубе был случай взлета Вильги со струбцинами на элеронах. Посадка благополучная но потом...

26/08/2003 [13:31:48]

AK:

У того же М.Л.Галлая был случай во время первого вылета 201М (может быть, я ошибусь в типе, но точно - один из мясищевских стратегических бомбардировщиков), когда руля высоты на наборе не хватало, чтобы удержать машину от неумеренного кабрирования с потерей скорости, и пришлось помогать рулю высоты тягой двигателей (точнее, её уменьшением).

(причина ситуации была в том, что намудрили с углом установки стабилизатора).

26/08/2003 [13:43:01]

Mike:

Некоторые БПЛА могут не иметь рулей высоты. Высота управляется тягой двигателей. У нас в институте такой сделали

26/08/2003 [13:46:08]

flyhog:

to Mike:

Какие преимущества это дает? И как с экономичность?

26/08/2003 [13:50:06]

Mike:

flyhog

Насчет преимуществ - скорее всего их нет. И сложно сказать чем они руководствовались при отказе от рулей высоты (надо при встерече спросить). Может это было связано как-то с системой дистанционного управления (?).

Лично я бы использовал традиционный подход.

Разве что на рулевой машинке съэкономили.

На экономичности врядли сильно сказывается, точнее не критично это. А движок там был от бензопилы.

Сведения о таких аппаратах попадались мне раза два - один наш из нашей конторы, другой - в литературе попалась мне матмодель одного (скорее всего импортного) БПЛА, он был без руля высоты.

26/08/2003 [15:28:26]

AK:

Отказ от стабилизатора (схема "летающее крыло") даёт ликвидацию индуктивного сопротивления, добавляемого стабилизатором (т.к. подъёмная сила на стабилизаторе в нормальном случае отрицательна).

Отказ же от рулей высоты может быть вызван проблемами с жёсткостью (меньше подвижных деталей в потоке - меньше проблем с жёсткостью и с прочностью узлов навески).

02/09/2003 [14:07:40]

alexei55:

Лично наблюдал..Шенефёльд....1991(по-моему...стену уже разрушили, но объединения еще не было)..

Ту-154 Сирийцев полтора часа летал по кругу на высоте около 1 км...Лётчики всё время тренировали, как они это будут делать...Представляю обстановку в салоне...

Аэропорт был закрыт,нагнали пожарок и скорых со всего Берлина, залили полосу полосу пеной высотой метров 6..

Ужас был у всех...Сели!!!!

Потом сказали, что пилоты были сирийцы,бывшие военные лётчики,обучавшиеся в СССР...

02/09/2003 [16:50:21]

PAndA:

У меня батя в армии в Германии бортрадистом был в экипаже, который на Ли-2 со струбциной на руле поворота взлетел. И сел.

03/09/2003 [00:04:46]

520:

2Merlin:

Не горячись по поводу РЛЭ. Сейчас в ГОСТе по написанию РЛЭ такие рекомендации есть. Я сам подробно расписывал такой вариант отказа РВ для АККОРДА-201, когда РЛЭ в Гос НИИ ГА и ЛИИ на проверку носил. Ох и потрепали они мне тогда нервов, особенно Наталья Аркадьевна.

А после катастрофы АН-24-го в Ижевске в 84-м году (у них как раз произошло рассоединение жёстких тяг по каналу РВ и молодой КВС попытался посадить машины на триммерах) мы все потихоньку отрабатывали для себя этот вариант захода на посадку с момента снижения до момента касания. И даже неплохо получалось, особенно если при закрылках на 10 градусов заходить "на триммере РВ и на педалях". Единственное ограничение - режимы движков нужно менять как можно реже (чтобы не раскачать самолёт). Пробовали также и на автопилоте до земли сажать - тоже получалось. Только нужно предварительно на эшелоне отключить АЗС-ы датчиков ДПОР (датчики предельных отклонений рулей) под столом штурмана, чтобы они не отключили автопилот в самый нужный момент (на малой скорости рули имеют большие хода). Я лично раз пятнадцать тогда заходил на посадку так до самой земли. Живой как видите...

С наилучшими!

03/09/2003 [08:48:08]

Serg:

2AK

Я читал воспоминания Е.Бару. Он был один из руководителей испытания этого мясищевского бомбардировщика и в частности там подробно описан случай со стабилизатором- проблема была в том что в установочных документах был указан угол установки стабилизатора - 30' что было воспринято как "минус" 30' хотя это было тире. Соответственно сразу после отрыва появился большой кабрирующий момент. Галлай потом рассказывал что штурвал от себя отжимал ногами. Вовремя сообразил уменьшить тягу которая сама по себе давала кабрирующий момент -это и спасло. С тех пор во всех документах минус и плюс стали заключать в скобки чтобы избежать путанницы с тире.

05/09/2003 [09:42:25]

Аноним:

TO T-10c:

Так а что потом?

05/09/2003 [19:36:47]

pilot777:

Кстати, после катастрофы Ан-24 в Ижевске была вполне успешная посадка Ан-24 точно с таким же отказом(рассоединение тяг управления РВ) в Якутске.

Командир ВС Алтухов С.И. позже работал в ГосНИИ ГА.

08/09/2003 [22:24:35]

AK:

Вообще говоря, Галлаю "везло" на неправильное понимание техдокументации исполнителями. Кроме вышеупомянутого случая с углом установки стабилизатора на мясищевском бомбардировщике, у него был случай, когда на МиГ-9 (первый вылет второго экземпляра, если я правильно помню) была переставлена "наоборот" проводка управления триммером руля высоты (как об этом сказал сам Галлай, "из-за не вполне понятной маркировки: к чему относить надписи <вверх> и <вниз> - к триммеру или к самому рулю?"). Этот случай также послужил причиной к оргвыводам: вскоре после того маркировка управления триммером РВ была заменена, вместо "вверх/вниз" стали писать "пикирование/кабрирование".

12/09/2003 [14:30:36]

Е:

С Серёгой Алтуховым мы вместе в училище учились. Молодец! Спас жись себе и людЯм! :-) А если бы его в училище не "восстановили", кто бы на его месте был?

На счёт посадки без рулей: на тренажёре А320 инструктор делает такую "шутку" - отказ всех 3-х гидросистем. Все рулевые поверхности и механизация крыла не работают. Спастись можно, но трудно. Остаются только движки. У меня из 4-х попыток "мявкие" посадки на ВПП получились 3 раза, а один раз - "не мявко", но на ВПП (возможно, кто-нить выжил :-)... ). Но на тренажёре ещё никто насмерть не убился, поэтому психологического давления не ощущалось. А в реальном полёте "чуть-чуть" потруднее... Лучше, чтоб такого не было!

12/09/2003 [16:12:13]

Наверх

 

АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Используются технологии uCoz